Коммерсантъ: Покупатели жилья развивают гибкость

Планировки квартир в России, с одной стороны, кардинально не меняются. С другой, в среднем раз в десять лет появляется тренд, который закрепляется на рынке и его приходится учитывать в массовом строительстве. Покупателям в любом случае приходится искать компромисс между современными требованиями и имеющимся предложением.



Моральное старение жилья происходит не так быстро, как принято думать, но ему способствует появление новых технологий, меняющих представления о комфортном проживании. Текущий бум технологий проникает на рынок жилья постепенно. «Поэтому жилье, построенное в 90-х или начале нулевых, отнести к морально устаревшему нельзя»,— считает руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов. По его словам, за прошедшие 20–30 лет менялась средняя площадь квартир, площадь отдельных комнат, но по исключительно экономическим причинам. «Классические планировки не подвергались полному пересмотру, в них вносили небольшие корректировки»,— уточняет он. Европланировки, предполагающие объединение кухни с гостиной в одно пространство, в жилых комплексах доступного ценового сегмента нашли своего покупателя, но они не вытеснили классические решения. «Анализ потребительского спроса ГК "А101" показывает, что предпочтения покупателей между классическими и европланировками разделились примерно поровну, и этот паритет сохраняется последние несколько лет»,— приводит пример господин Брызгалов. Важным трендом стало создание гардеробных, постирочных или сервисных комнат. 



«Среди новых требований к планировкам — возможность организовать рабочую зону в квартире, деление гостиных или спален на зону отдыха и работы»,— рассказывает директор департамента аналитики и планирования продаж ГК ФСК Ксения Цаплина. 



По ее словам, компания пересматривает критерии планировок, как только новая покупательская потребность становится очевидной и устойчивой. Чтобы сделать это своевременно, необходимо постоянно отслеживать динамику планировочных решений, дизайна жилых пространств. На реализацию изменений обычно нужно полтора—два года, этот период соответствует длине продуктового цикла. «Срок, в течение которого точно проявляются новые тренды и становятся нормой для потребителей, соответствует циклу в семь—десять лет. За это время новшества сначала проявляются в сегменте более дорогого жилья, затем переходят в массовый»,— объясняет госпожа Цаплина.



Моральное устаревание быстрее настигает жилые комплексы целиком. «Три—пять лет назад новые ЖК, не обеспеченные инфраструктурой, теряли из-за этого покупателей уже на стадии получения ключей. Сегодня мало даже "базового пула" — основных типов магазинов и набора сервисов. Покупатели перестали задавать вопросы о планировках. Их интересует, как далеко от дома будут школа или фитнес-центр, что откроется на первом этаже, как попасть в метро»,— делится наблюдениями Павел Брызгалов. По его словам, покупатели часто согласны на жилье небольшой площади, но качественные, современные общественные пространства и максимально разнообразную инфраструктуру.



Подробнее